Трехканальный пульпит - лечение

Опубликовано: 10.02.2023
Обновлено: 23.05.2023

Лечение пульпита нередко представляет сложный и продолжительный процесс, в особенности, если это касается четырехканального или трехканального зуба. Рассмотрим специфику и особенности терапии в зависимости от типа заболевания и имеющихся симптомов.

Общее представление о заболевании

Преимущественно тремя или четырьмя корневыми каналами обладают моляры. Это большие жевательные зубы – с 6-го по 8-й. У каждого из них обычно имеется несколько ответвлений, в которых располагается соединительная ткань под названием «пульпа». Она состоят из сосудов и нервных волокон. При пульпите страдает именно эта нервная ткань, что приводит к сильной отечности и болезненности.

Чтобы понять причину возникновения болезни, необходимо рассмотреть анатомическое строение зуба. Это орган, состоящий из нескольких слоев. Зуб включает коронковую часть (располагается над десной) и корень (часть, которую закрывает десна). Часть над десной защищена эмалью – это самая твердая ткань органа. Под эмалью имеется слой дентина, именно он считается самой объемной зубной тканью. По сравнению с эмалью плотность дентина ниже, однако при этом он надежно защищает пульповую камеру. Пульповая камера представляет собой полость, в которой находится пульпа (зубной нерв).

Воспалительный процесс, затрагивающий нервные волокна, начинается в результате инфицирования пульпы. Чаще всего это происходит в результате механического или других видов повреждения эмали: например, из-за первичного или вторичного кариеса, при повышенном уровне истираемости зубов или при травме. После эмали инфекция затрагивает дентин, где инфекция, из-за его меньшей плотности, развивается гораздо быстрее и обширнее, а затем распространяется и на пульпу зуба, в этот момент процесс становится необратимым.

Пульпа зуба имеет две части: коронковая – находится в коронке, а корневая – в зубных каналах. Количество каналов всегда зависит от количества корней в зубе. Воспалительный процесс может затрагивать как отдельные части, так и всю пульпу целиком, из-за чего пациент может испытывать сильную боль и другие неприятные симптомы.

Виды пульпита

Заболевание в зубе с тремя корнями протекает в двух формах: острой и хронической. Первая –характеризуется возникновением сильной боли. Если не начать лечение зуба на данной стадии, то развивается хроническая стадия трехканального пульпита. Такая форма характеризуется чередованием периодов отсутствия симптомов и сильных болевых приступов.

Острое состояние встречается в виде очага или может быть диффузным. Первый вариант предполагает локализацию инфекции в конкретном канале, во втором случае заражение распространяется по всей пульпе. Очаговая форма обычно длится не более двух суток. Далее воспаление по соединительной ткани распространяется далее и полностью заражает ее. Наступает диффузионная стадия, которая длится около 2-х недель. При отсутствии лечения в дальнейшем происходит хронизация процесса.

К самым распространенным причинам пульпита относят следующее:

• Первичный кариес.
  • Развитие вторичного кариеса (например, из-за неправильного лечения первичного).
  • Травмы пульпы при препарировании зуба.
  • Механические травмы (например, при неправильной установке коронки).
  • Воспалительный процесс тканей пародонта.
  • Возникновение очага инфекции из-за других заболеваний полости рта.

Какие появляются симптомы

При развитии трехканального пульпита у пациентов возникают следующие симптомы:

• Сильная боль. Пик приходится на ночное время.
  • Приступообразный характер боли. Нередко неприятные ощущения отдают в виски и ухо.
  • Повышенная чувствительность. Зуб начинает резко реагировать на холодную, горячую, кислую или сладкую пищу.
  • Воспаление десны

Во время острой стадии заболевания может наблюдаться и общее ухудшение самочувствия, незначительное повышение температуры тела.

Проведение диагностики

Правильно проведенная диагностика – залог успешного лечения пульпита трехканального типа. Перед тем, как проводить лечение, врач-стоматолог выполняет комплекс диагностических мероприятий:

• изучение жалоб пациента;
  • визуальный осмотр;
  • использование стоматологического зонда для исследования состояния тканей зуба;
  • использование холодной струи воды и горячего воздуха (термическая проба) для выявления реакции;
  • рентген и визиография.

В нашей клинике AVS Clinic для проведения диагностических мероприятий используется современное оборудование, включая рентген, разрешающий получить изображение зубного ряда в высоком качестве. Оборудование дает целостную картину, которая требуется для постановки точного диагноза.

Используемое лечение

Медицина не стоит на месте, поэтому не удивительно, что появилось несколько терапевтических вариантов лечения пульпита. Стоматолог подбирает наиболее эффективный метод, ориентируясь на степень поражения соединительной ткани.

Выделяют следующие терапевтические методы:

• Консервативная (биологическая) терапия. Основная цель заключается в восстановлении соединительной ткани. В этом случае используются медикаменты с противовоспалительным эффектом местного воздействия. За счет этого можно избежать депульпирования зуба, однако подходит такой способ лечения для единичных случаев.
  • Эндодонтическое лечение. Происходит удаление пульпы механическим способом или с помощью закладывания в полость специальной пасты. Происходит полное удаление нерва, после чего выполняется чистка всех каналов. После этого обязательной является пломбировка каналов корня и установка постоянной пломбы или коронки.

Какой вариант лечения выбрать, решает стоматолог после определения масштаба распространения воспалительного процесса.

Как проходит лечение

Лечение каналов при пульпитеЛечебный процесс предполагает немало трудностей. Иногда пациенту требуется неоднократное посещение клиники, но в большинстве случаев достаточно двух визитов. Лечение происходит следующим образом:

1. Обезболивание. Процедура проводится под местной анестезией, что позволяет исключить любые неприятные ощущения.
  2. Удаление кариозных полостей. Ликвидируется пораженный кариесом участок эмали и дентина, далее полость промывается с помощью специального раствора. Чтобы удалить зараженные участки, применяется бормашина. Главная задача на данном этапе – удаление инфицированной ткани, чтобы исключить повторное заражение.
  3. Удаление пульпы и обработка всех 3-х или 4-х каналов. Каналы обрабатываются механическим путем. Для этого используются тонкие стальные и никель-титановые инструменты конусообразной формы. После этого происходит обработка полостей специальным раствором, чтобы удалить все микробы. Далее каналы просушиваются.
  4. Установка временной пломбы. В некоторых случаях используются дополнительные антисептические препараты, которые закладываются в полость. В этом случае установка постоянной пломбы откладывается до следующего приема. Временная пломба помогает исключить попадание пищи и микробов внутрь зуба.
  5. Установка постоянной пломбы. Каждый канал пломбируется отдельно, затем заполняется коронковая часть.

Когда процедура закончена, пациента отправляют на повторный рентген. Снимок позволяет определить, насколько правильно выполнена пломбировка каналов, и убедиться, что лечение завершено.

Терапия 3-канального пульпита обычно проводится с использованием дентального микроскопа. Дело в том, что в процессе приходится прочищать зубные каналы, диаметр которых не превышает 1 мм. При этом они нередко имеют извилистую структуру. Благодаря современному оборудованию стоматолог может получить картинку в 30-кратном увеличении, в результате чего исключен риск врачебной ошибки.

В нашей клинике применяется прибор Leica, позволяющий добиться максимальной точности во время обработки и пломбировки каналов. За счет такого аппарата врач может разглядеть расположение воспалительных участков и максимально аккуратно выполнить эндодонтическое лечение.

Ощущения после лечения

После установки пломбы, в течение 3–4 дней, у пациента нередко сохраняются неприятные болезненные ощущения. Это естественная реакция организма на проведенное вмешательство. Поэтому нет поводов для беспокойства. Спустя время дискомфорт и боль полностью исчезнут.

Однако важно знать, что если неприятные ощущения после чистки и пломбировки каналов длятся более 5–7 дней, то это является поводов для беспокойства. К нам нередко обращаются пациенты, которые прошли лечение в других клиниках и столкнулись с неприятными последствиями процедуры. В таких случаях может потребоваться перелечивание каналов, чтобы полностью исключить риск последующего воспалительного процесса.

Но даже если неприятных или болезненных ощущений после лечения нет, нужно помнить, что периодически необходимо делать рентген-контроль, для оценки состояния депульпированного зуба. Эту периодичность назначает врач после завершения лечения.

Лечение в период беременности

Во время беременности в организме женщины происходит серьезная гормональная перестройка. Также нередко изменяется пищевое поведение, что приводит к развитию кариеса и пульпита.

Наиболее подходящим временем для лечения заболевания является второй триместр. В первом и третьем триместре терапия 3-канального пульпита проводится только при его остром течении.

Терапия в этом случае имеет характерные особенности:

• Используется анестезия с низким содержанием адреналина
  • Предварительно требуется консультация у гинеколога, который ведет беременность.
  • Если предполагается терапевтическое лечение, назначаются препараты, не оказывающие негативного воздействие на плод и его дальнейшее развитие.
  • В процессе лечения не делаем рентгенологическое исследование

Последствия несвоевременного обращения к стоматологу

Некоторые стараются терпеть до последнего, даже когда боль становится нестерпимо сильной, и временят с обращением к врачу. Появление инфицированного очага в ротовой полости – это опасное явление, так как микробы могут с током крови попасть в любой внутренний орган, что вызовет сепсис и другие осложнения.

Также существуют риски поражения тканей периодонта. Это вызывает воспалительные процессы в челюсти, включая некроз костной ткани. Поэтому ни в коем случае нельзя медлить – лучше всего, если вы обратитесь за помощью врача в течение первых дней после появления симптомов.

Клиника эстетической стоматологии AVS Clinic в Санкт-Петербурге предлагает лечение трехканального пульпита по доступной цене. В нашей команде работают высококвалифицированные и опытные стоматологи, которые индивидуально подходят к каждому клиенту, подбирая наиболее подходящую терапию с учетом клинической картины. Чтобы записаться на прием, позвоните по указанному телефону или оставьте заявку на сайте!